Плохие новости для тех, кто привык одновременно выполнять несколько
задач – набирать текст, серфить в интернете в поисках обновлений
гардероба и смотреть очередной эпизод сериала. Ученые утверждают, что
впервые проведенное исследование хронических "многозадачников" выявило
снижение когнитивных способностей после попыток концентрировать
внимание на многих действиях сразу. В нескольких тестах на внимание
студенты, регулярно фокусирующиеся на нескольких потоках информации,
перескакивая с e-mail к сайтам, затем к видео, чатам и телефонным
разговорам, справлялись заметно хуже менее активных сверстников.
Отдельный тест был направлен на определение немедленных эффектов: дети
выполняли домашнее задание хуже при просмотре телепередач, а работающие
в офисах сотрудники трудились более продуктивно, если не проверяли
почту каждые пять минут.
"Мы хотели получить ответ на необычный вопрос: что происходит с
людьми, которые постоянно занимаются множеством занятий", - объясняет
специалист по когнитивистике Клиффорд Нэсс (Clifford Nass) из
Стэнфордского университета (Stanford University). В своем исследовании
Нэсс и психологи Энтони Вагнер (Anthony Wagner) и Эйял Офир (Eyal
Ophir) изучили способности 262 студентов. Из них отобрали 19 регулярно
решающих одновременно ряд задач и 22 - предпочитающих
последовательность и попросили участников выполнить компьютерные тесты.
В первом обеим группам демонстрировалось поле с двумя красными
прямоугольниками в окружении двух, четырех или шести синих. Каждая
конфигурация появлялась дважды, и необходимо было запомнить, есть ли
отличия в расположении красных фигур между изображениями, игнорируя
синие. Во втором тесте участникам показывались ряды букв, и при каждом
следующем варианте необходимо было сказать, есть ли повторения. Во
время третьего испытания на экран выводились изображения букв и чисел и
одновременно произносилось, на чем концентрироваться. В случае чисел
заданием являлось определить четность или нечетность, а букв – гласные
они или согласные.
Во всех тестах студенты, которые предпочитают в каждый момент
времени сосредотачиваться на одном занятии, справились однозначно
лучше. "Это стандартные задания в психологии, - пояснил Нэсс. – Первое
доказывает, что если люди справляются хуже, они имеют проблемы с
отделением важной информации от второстепенной. Второй тест призван
показать, насколько хорошо организована рабочая память. Третий
демонстрирует, как участник справляется с переключением между
задачами". Что касается причины таких различий – проявляется ли
предрасположенность к "многозадачности" и, как следствие, когнитивной
дезорганизации, или эффект вызван практикой – "это вопрос на миллион
долларов, и ответа у нас нет", - говорит Нэсс. Далее Вагнер планирует
использовать томографию для исследования мозга, а Нэсс – изучить
развитие эффекта у детей. "Причинно-следственная связь сложна для
определения, - заключает ученый. – Но присутствует большая социальная
нагрузка относительно выполнения ряда одновременных действий. Люди
получают новые записи в блогах, e-mail, сообщения через различные
клиенты от многих контактов сразу, а интернет предоставляет
невообразимые возможности в области получения информации и просмотра
видео. Это оказывает большое давление".
|