По итогам первого полугодия 2009 года общий объем продаж мобильных
устройств на российском рынке составил 676000 штук (сюда вошли
смартфоны, коммуникаторы, КПК и мобильные интернет-планшеты); при этом
реализация смартфонов составила 75,6% от общего количества. Мировой финансовый кризис негативно отразился на рынке
мобильных устройств, отбросив его показатели на уровень трёхлетней
давности. Продажи резко упали, на складах дистрибьюторов и розничных
продавцов скопилось большое количество нереализованной продукции.
Однако во втором квартале 2009 года наметилось небольшое оживление
рынка. Это совпало с выходом первых моделей на базе платформы Android,
что в перспективе может сказаться на общей расстановке сил в секторе
смартфонов. Резко возросла активность ведущих брендов (Nokia, Samsung и
LG) в сегменте беспроводных мобильных устройств. Уже к концу первого
полугодия 2009 г. наметилась оптимистичная тенденция роста продаж
мобильных устройств: если в I квартале 2009 г. было продано всего
120400 устройств, то во II квартале 2009 г это число составило уже
442400 шт. Таким образом, несмотря на то, что говорить о восстановлении
рынком своих позиций ещё рано, положительная тенденция налицо.
Десятка лидеров рынка мобильных устройств по итогам первого полугодия 2009 г. выглядит так:
- 1. Apple (27,03%)
- 2. Samsung (23,11%)
- 3. HTC (14,05%)
- 4. Nokia (8,27%)
- 5. GIGABYTE (6,49%)
- 6. RoverPC (4,31%)
- 7. ASUS (3,4%)
- 8. Mio (3,2%)
- 9. Acer/E-TEN (3,11%)
- 10. Sony Ericsson (1,75%)
- -- Другие производители (5,28%)
Несмотря на то, что iPhone занимает первое место по доле рынка среди
устройств, можно сказать, что прогнозы о его безоговорочном
превосходстве не оправдались. Следует учесть, что большая часть продаж
iPhone в первом полугодии 2009 года была спровоцирована действиями
операторов и розничных сетей, активно пытавшихся распродать складские
запасы iPhone 3G. Прежний безоговорочный лидер рынка, HTC, в течение
всего 2008 года смещал свою продуктовую линейку в верхне-премиальный
сегмент, что тоже сказалось на результатах продаж в кризисный период.
Высокая доля марки Samsung обусловлена как эффективной маркетинговой
активностью бренда, так и отлаженным каналом продаж (вплоть до полного
превосходства в некоторых розничных сетях). Следует отметить резкое сокращение рыночной доли марки Acer,
обусловленное, наряду с кризисом, реорганизацией компании после покупки
в прошлом году E-Ten Information Technologies. В то же время, учитывая
развитый модельный ряд устройств, представленный в начале I полугодия
2009 г., Acer имеет шансы несколько усилить свои позиции к концу 2009
года. Довольно сильное снижение результатов продемонстрировал в первом
полугодии 2009 года бренд ASUS (до 3,4% c 11,33% по итогам 2008 г.). А
вот GIGABYTE заметно усилил свои позиции, связано это с гибким
изменением ценовой политики бренда (что особенно важно в текущей
экономической ситуации), четким позиционированием устройств, а также со
значительным усилением работы канала дистрибуции. В целом же, динамика
рынка мобильных устройств положительна – объемы продаж постепенно
растут.
|